Сборник текстов по Юнчунь (винчунь)

Существует два варианта записи названия этого стиля иероглифами. Оба они на путунхуа (официальном китайском языке) читаются одинакого - "юнчунь", однако на южных диалектах (в частности, на кантонском) произносятся по-разному - "винчунь" и "вэнчунь". Означают они "восхваление весны" и "вечная весна" соответственно.

Согласно легендам, этот стиль связан с Южным Шаолиньским монастырем, но никаких документов, потверждающих этот факт не существует, да и не может существовать, если принять во внимание общую нехватку документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны ("вэньчуньтан" на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй. Однако во всех легендах в конце
XVIII века стиль попадает в труппу гуандунской оперы "Красная Джонка".

В первой половине
XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как "юнчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После выхода на пенсию, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где учат упрощенному рукопашному бою, выдавая это за истинное наследие стиля.

Многие думают, что юнчунь - это стиль, которому учил Е Вэнь, но на самом деле существуют различные версии стиля, и Е Вэневская считается довольно сильно упрощенной. В К
HР на сегодня крупнейшим мастером считается Лян Гуанмань из Фошани, его стиль содержит гораздо больше приемов, чем Е Вэневская версия, там имеется, к примеру, очень много видов тренировки с различными типами манекенов. Юнчунь деревни Гулао ведет свое происхождение от Лян Цзаня, вернувшегося на старости лет в родную деревню, там больший упор делается на тренировку рукопашного поединка. Винчунь Пань Hама выводит себя от Пань Hама, который сначала изучал хунгар, в годы второй мировой войны - шаолиньцюань, а в 1950-х - винчунь, и впоследствии преподавал в Фошани до своей смерти в 1995 году. Еще одна крупная ветвь идет от Жуань Цишаня, сына богатого торговца, родившегося в Гуанчжоу в 1880-х и изучившего юнчунь у Хо Баоцюаня, военного конца династии Цин. Жуань посвятил всю свою жизнь изучению и проработке стиля, и считается одним из крупнейших теоретиков юнчунь. Вьетнамская версия юнчунь происходит от Юань Чай-Ваня, который в середине 1930-х переехал во Вьетнам и стал там известен как Hгуен Те Конг. Эта линия - одна из немногих, где сохранились приемы боя прямым мечом-цзянь. Существуют также ветви стиля в Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии. Список известных сегодня ветвей стиля:

1.Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь). 2.Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина). 3.Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды). Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу. 4.Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао). Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком). 5.Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы). 6.Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)). 7.Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)). 8.Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня). 9.Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня). 10.Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина). 11.Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя). 12.Малайский вэнчунькуэн. 13.
Hаньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии). 14.Пань Hам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пань Hама). 15.Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна). 16.Вьетнамский винчунькуэн. 17.Ип Мань винчунькуэн (кулак восхваления весны Е Вэня). 18.Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).

Большинство ударов в традиционном винчунь наносится выставленной вперед второй фалангой указательного пальца, ладонью или кончиками пальцев, защита же в основном осуществляется средней частью предплечья. Основные принципы юнчунь:

1.Избегать противопоставления силы силе; 2.Действовать вдоль центральной линии; 3.Одновременно использовать обе руки.

Отличительной чертой винчунь являются упражнения "чисао" ("тьешоу") - "липкие руки", благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы.

Бой бойцы винчуня ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Ударов ногами в стиле немного, они используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т.н. "ножи-бабочки" (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой).

В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - "маленькая идея", "наведение моста" и "нацеленные пальцы". В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений "чисао" используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене ("деревянном человеке").

В настоящее время в мире существует много организаций, занимающихся распространением стиля. Они основаны как учениками Е Вэня, так и учениками его учеников.
Hаиболее крупными являются две. Первая - это World Wing Chun Kung Fu Assotiation (Всемирная Ассоциация Вин Чунь Кунг Фу). Ее глава - William Cheung (Вильям Чжан), именно он привел к Е Вэню своего друга Ли Сяолуна, который впоследствии стал всемирно известен как киноактер Брюс Ли. Другая - Ving Tsun Kung Fu Assotiation (Ассоциация Вин Цунь Кунг Фу), ее возглавляет Leung Ting (Лян Тин), в настоящее время она является крупнейшей в мире. Между упомянутыми двумя организациями существует острое соперничество, которое вылилось в 1984 году в прямое столкновение, случившееся на проводимом Вильямом Чжаном в ФРГ семинаре. Эта история ныне известна как "германский инцидент".

Помимо организаций, в которых занимаются версией стиля, идущей от Е Вэня, существуют также федерации, занимающиеся другими версиями. В качестве примера можно упомянуть Ассоциацию Вин Цзунь Тэ Конга со штаб-квартирой в Ханое, они занимаются вьетнамским винчунем.

 

История ВИНГ-ЧУНЬ

Более 250 лет назад, во время господства династии Чин и правления императора Юн-Чена(1723-1736) - произошел пожар в Монастыре Сиу-Лам(Шаолинь), который был осажден солдатами Манчжу. Этот инцидент стал причиной возникновения двух версий, распространившихся среди жителей Китая. Одна из них, распространенная среди Тайных Союзов Триады сообщала, что войска осаждавшие Монастырь воспользовались помощью нескольких монахов, в особенности одного, по имени Ма Нин Йи. Эти монахи подожгли монастырь изнутри, позволив таким образом ворваться в него врагам. Из руин осажденного монастыря удалось спастись только пятерым монахам. Они скрылись и позже организовали Тайные Союзы, имевшие цель свергнуть династию Чин. Другая версия, распространенная в кругу боевых искусств в Южном Китае, на которой мы будем основываться, рассказывает о других событиях, но тоже сообщает о разрушении монастыря. По этой версии спаслось больше монахов, а имена их были другие, не те, которые упоминаются в Союзах Триады.

Зарождение новой системы боя

 

Во время пожара монастыря Сиу-Лам погибла большая часть монахов и их учеников, обладавших высоким искусством знания кунг-фу. Однако некоторым из них удалось спастись. Среди них была и единственная в монастыре женщина - мастер боевых искусств, старейшая из пяти Старейшин монастыря Сиу-Лам, ее звали Нг Муи. Она была более терпима к правительству Маньчжу, чем ее младшие братья Кунг-Фу и их запальчивые ученики. После разрушения монастыря Нг Муи путешествовала по всей стране, решив больше не вмешиваться ни в какие дела. Наконец она остановилась в Монастыре Белого Журавля, который находился на горе Тай Лун между провинциями Шехван и Юнань, практикуясь в чань буддизме и боевых искусствах.

Предатель, совершивший поджог Монастыря стремился с помощью манчжурских солдат и своих друзей ликвидировать свидетелей своего преступления. Нанятые им соглядатели разыскивали сумевших спастись из Монастыря по всей стране. У затаившейся в Храме Белого Журавля монахини были все основания опасаться его преследований. Изменник был известен среди монастырской братии как один из лучших бойцов, в совершенстве овладевший всеми тонкостями боевой техники Сиу-Лама, и только она обладает большим искусством, но ее сил может уже и не хватить. Итак, единственным способом было разработать новую систему боя, которая превосходила бы лучшие техники Сиу-Лама. Но что и как? Эти вопросы волновали ее постоянно.

Шанс подвернулся однажды: как-то гуляя возле Храма, Нг-Муи удалось стать очевидцем нападения лисы на крупного дикого журавля. Опасаясь крепкого клюва сильной птицы лиса бегала по кругу, выбирая момент для атаки сбоку, но остающийся на месте журавль успевал повернуться грудью к противнику всякий раз, когда лиса пыталась зацепить его лапой, он защищался крылом и одновременно контроатоковал клювом. Хитрая лиса мгновенно отскакивала и тут же повторяла атаку. Монахиня не отрываясь следила за разыгрывающейся у нее на глазах драмы борьбы лесного хищника и гордой птицы. Неважно кто станет победителем, она ощущала себя на пороге открытия новой системы боя.
Нг Муи поразила простота и эффективность движений. Увиденное заставило ее критически пересмотреть наследие преподобного отца Цзяо. Методика новой системы была заключена в трех комплексах формальных упражнений.
Создавая новую систему боя Нг Муи уходила в лес к засохшему дереву, с торчащими во все стороны сучьями. Часами она кружилась вокруг него, вспоминая поведение лисицы в том бою с журавлем, где сухие острые сучья напоминали ей клюв журавля. Позднее деревянный столб с торчащими палками получил название "деревянный манекен" и стал обязательной принадлежностью школы. Упражнения которые с ним сложились можно считать четвертым комплексом школы вин-чунь.
Первоначально новая техника была рассчитана на схватку с монахом-предателем, но тот не подавал о себе известий. Дальнейшее превращение системы старой монахини в школу боевого единоборства связано с именем юной красавицей Йим Вин Чунь.

Йим Вин Чунь

 

Йим Вин Чунь была жительницей провинции Квантунг, и после смерти своей матери жила только с отцом, Йим Йи, который в молодости был учеником Монастыря Сиу-Лам. В юном возрасте Вин Чунь была обручена с Лун Бок Чау, торговцем из провинции Фукиен. Йим Йи всегда выступал против несправедливости и бесправия, так что в конце концов подвергся преследованию со стороны властей. Однако он избежал ареста и вместе с дочерью оказался на границе провинции Шехван и Юнань, где и поселился у подножья горы Тай Лун.
Со временем Вин Чунь стала очень красивой девушкой, но ее выдающаяся красота стала поводом для новых серьезных забот. Неподалеку от них проживал местный дебошир по имени Вонг, который был известен своим злым нравом. Кроме того, он очень неплохо владел боевым искусством, а представители закона в этом районе были слабы, чтобы противостоять ему. Его настолько захватила красота Вин Чунь, что он просил ее руки, но одновременно пригрозил, что в случае отказа возьмет ее силой в назначенный день. Отец Вин Чунь был уже стар и болен, так что не мог этому помешать.

Между тем, буддийская монахиня Нг Муи обычно приходила в деревню несколько раз в месяц, чтобы сделать покупки. Всегда проходя мимо лавки Йим Йи она что-нибудь там покупала, благодаря чему они и познакомились. Однажды она заметила во взглядах отца и дочери что-то странное. На ее вопросы они рассказали о случившемся.
Нг Муи решила помочь девушке, но не хотела сама наказывать местного задиру, так как боялась, что раскроется тайна ее личности, а также полагала, что будет унизительным для ее достоинства, если она, славный Мастер Кунг-Фу, встретится в схватке с неизвестным боксером из далекой деревни. Поэтому она решила обучить Вин Чунь своему Боевому Искусству. Искусство кулачного боя не было для девушки чем-то новым, ведь ее отец также был боксером, но ранее у нее не было потребности учиться. Теперь же, под личным присмотром самой Нг Муи, Вин Чунь быстро прогрессировала и через три года овладела ее системой.
Однажды Нг Муи сообщила, что обучение закончено, и она может возвращаться в деревню, чтобы выйти на поединок с агрессивным дебоширом. Вернувшись в деревню девушка вновь столкнулась с докучавшим ее нахалом, а так как он был уверен в своем физическом превосходстве, то уже заранее считал ее своей женой. Однако все произошло иначе. Вин Чунь был быстро нокаутировала его и он никогда больше не пробовал ее беспокоить.

После победы в этой схватке Вин Чунь продолжала тренироваться в Боевом Искусстве. Нг Муи, которая считала свою монастырскую жизнь очень монотонной, отправилась в путешествие по стране, но сначала наказала своей ученице, чтобы та нашла себе достойного приемника, дабы Боевое Искусство не попало в корыстные руки.

Лун Бок Чау и Лун Лань Квай

 

Наконец Вин Чунь вышла замуж за своего нареченного Лун Бок Чау и передала ему все свои знания, которые получила от Нг Муи. Говорят, что перед свадьбой ее муж уже владел Боевыми Искусствами и как всякий мужчина снисходительно относился к занятиями ими свой жены, считая себя в этой области более компетентным. Однако Вин Чунь нашла возможность поупражняться вместе с ним, и каждый раз одерживала верх в поединке. Наконец-то Лун Бок Чау понял, что перед ним опытный Мастер. С этого времени он оценил ее техники и упражнялся вместе с ней. И после ее безвременной кончины безутешный вдовец назвал систему жены ее именем - "Вин Чунь Куен".
Лун Бок Чау передал позднее техники "Вин Чунь Куен" Лун Лань Кваю, врачу и специалисту по лекарственным травам, который никогда и никому не сообщал о своем боевом искусстве. Его секрет был раскрыт только тогда, когда он помог одному боксеру, подвергшемуся нападению большой группы разбойников. В других же случаях он всегда придерживался указания своего наставника "никогда не демонстрировать публично технику "Вин Чунь Куен".

Вонг Ва Бо и Лун Йи Тэн

 

История "Вин Чунь Куен" закончилась бы, если бы Лун Лань Квай никому не передал своего умения. Однако случилось так, что он научил своим техникам Вонг Ва Бо который был актером в оперной труппе. Оперные актеры в то время назывались китайцами "путешественники Красной Джонки". Лун Лань Квай никогда не собирался принимать кого-либо в ученики, но его покорил правдивый характер Вонг Ва Бо и его чувство справедливости.

Обычным делом было то, что большинство путешественников Красной Джонки знало Боевое Искусство. В своих представлениях они сильно раскрашивали лица, так что никто не мог их узнать. Благодаря этому в этих группах находилось много учеников старого монастыря Сиу-Лам, которые скрывались от правительства Маньчжу. Примером этого был буддийский мастер Чи Шинь, один из пяти Старейшин Монастыря Сиу-Лам. Он в тайне обучал актеров труппы системе боя Сиу-Лам, чтобы таким образом подготовить их к борьбе с солдатами Маньчжу.

Среди учеников Чи Шина был один, по имени Лун Йи Тэн, на котором стоит на время задержаться. Он не был актером оперной труппы, а был матросом Красной Джонки. Говоря точнее, он при помощи длинного шеста удерживал Джонку в нужном положении.
Из всех техник, демонстрируемых Мастером Чи Шином, Лун Йи Тэн больше всего полюбил техники "Длинного Шеста". К счастью для него Чи Шинь был экспертом этих техник, а кроме того, считал матроса ценным человеком.

Вернемся теперь к Вонг Ва Бо, который был в той самой оперной труппе, в которой Лун Йи Тэн был матросом. Они оба заинтересовались техниками друг друга - один длинным шестом, другой Вин Чунь, так что начали взаимное обучение. В результате этого они убедились, что могут расширить и сделать более эффективными собственные техники добавлением к ним того, с чем познакомились теперь. Так техники Длинного Шеста стали намного эффективнее, когда к ним добавились некоторые техники Вин Чунь Куен. Здесь идет речь о Чи Сао(прилипающая техника), которые дали начало новым техникам, называемыми "Техниками Липкого Шеста" (Чи Квун). Они также повысили практическое применение Длинного Шеста посредством уменьшения "ширины хвата ладонями" и сменой стойки на боксерскую.

Лун Янь из Фотхана

 

Будучи в старческом возрасте Лун Йи Тэн передал искусство Вин Чунь Куен и техники шеста Лун Яну, известному врачу из Фохана, одного из городов Южно- Китайской провинции Квантунг.
Лун Янь был владельцем аптеки лечебных трав, происходил из известной семьи и был культурным, хорошо воспитанным и ученым человеком. В свободное время он занимался литературой и Боевыми Искусствами. Однако он не мог найти хорошего наставника, кроме того ему не подходили "длинные техники" и "широкие стойки", а следовательно и системы базирующиеся на грубой физической силе. Также он не хотел упражнять красиво выглядящие, но непрактичные приемы. Он мечтал о системе, которая под внешней простотой содержала бы практичное умение и умное применение.

Шли годы, а он все искал идеального инструктора и идеальную систему, и наконец такой шанс представился, когда он повстречался с Лун Йи Тэн и научился у него Системе Вин Чунь.

В конце концов его умение позволило ему получить титул "Короля Вин Чунь Кунг-фу", а его слава стала поводом для многочисленных вызовов. Переполненные амбициями люди желали отобрать у него этот титул, но быстро проигрывали. Когда упоминали его имя , каждый сразу думал "Король Вин Чунь Кунг-Фу" и вспоминал его поведение в схватках. Даже сегодня, старые люди с большим энтузиазмом вспоминают этот необыкновенный образ.

"Ва-Деревянный Манекен", Лу Чунь и "Ва-Разменяй Монету"

 

Лунь Янь никогда не считал обучение Вин Чунь Кунг-Фу профессией, однако он принял несколько учеников, среди которых находилось двое его сыновей - Лун Чунь и Лун Бик. Часами, после закрытия своей аптеки, он обучал каждого из них Вин Чунь Кунг-Фу.

Среди его учеников был еще один, который носил прозвище "Ва-Деревянный Манекен". Он заслужил это прозвище благодаря своим сильным рукам, которые были твердыми как дерево и часто ломали руки тренировочного Деревянного Манекена. Под руководством Лун Яня он часами тренировался вместе с другими учениками.

Рядом с аптекой Лун Яня находилась лавка для размена монет, хозяином которой был Чань Ва __, которого называли "Ва-Разменяй Монету". Он хотел учиться Кунг-Фу и решил найти Славного Мастера. Так как его лавка находилась недалеко от аптеки Лун Яня, искусство Кунг-Фу которого было давно известно, то он хотел стать его учеником. Однако Лун Янь происходил из знатой семьи и вдобавок был хозяином богатой аптеки, поэтому "Ва-Разменяй Монету" не знал как к нему подстроиться. Кроме того, он не знал, захочет ли Лун Янь взять его к себе в ученики.

Часами, когда работа была закончена и стихал уличный шум, Ва через дверную щель подглядывал за тренировками, проводимыми Лун Янем, который сделался его кумиром. Со временем его тяга к изучению Кунг-фу становилась еще сильнее. В один прекрасный день он собрал всю свою смелость и отправился к аптеке. Лун Янь отклонил его просьбу, хотя и сделал это со всей учтивостью. Конечно, Ва это разочаровало, но не лишило надежды полностью. Он решил, что найдет другой путь, но реализует свою мечту.

Однажды, когда Лун Яня не было, Ва-Деревянный Маникен привел в аптеку незнакомого мужчину. В аптеке был только старший сын хозяина - Лун Чунь. Разумеется, этим незнакомцем был "Ва-Разменяй Монету", который долго учился кунг-фу подсматривая за тренировками в дверную щель. Лун Чунь принял вызов на поединок, так как хотел проверить свое умение. Однако Лун Чунь никогда не тренировался так тяжело, как "Ва-Разменяй Монету". По столкновению рук Ва сразу же понял, что его противник не так силен и хорош как, он думал. Во время поединка Ва случайно ударил его ладонью так, что бессильный Лун Чунь тяжело упал на самое дорогое кресло своего отца, у которого сломалась ножка. Все в начале растерялись, а потом, испугавшись наказания, которое их ожидало по возвращении хозяина, постарались поскорее скрыть следы своего проступка.
Вечером, когда Лун Янь возвратился в свою аптеку, как обычно после ужина он уселся в свое любимое кресло. К его удивлению кресло разлетелось, так что он чуть не упал на пол. На вопрос, что произошло, сын рассказал ему о визите незнакомца и о поединке.
Лун Янь, выслушав рассказ сына, стал расспрашивать своего ученика "Ва-Деревянного Манекена", каким образом его приятель "Ва-Разменяй Монету", научился Кунг-фу? Тот ответил, что время от времени сам его инструктировал, а также, что "Разменяй-Монету" подглядывал за тренировками в дверную щель. Лун Янь немедленно приказал послать за виновником всей этой суматохи.
Думая, что Лун Янь может наказать его приятеля, "Ва-Деревянный Манекен" сказал другу, чтобы тот убегал из города, и не передал, что Мастер хочет видеть его.
Так как "Ва-Деревянный Манекен" вернулся домой очень поздно и без своего приятеля, Лун Янь спросил его о причине этого. Услышав ответ, он понял, что ученик ошибся. Он сказал ему, что только хотел убедиться в умении и таланте его приятеля, а вовсе не собирался его наказывать. "Деревянный Манекен" очень обрадовался такому повороту событий и быстро привел своего друга. Познакомившись с умением Ва, Лун Янь немедленно взял его к себе в ученики.

Путь воина

Где боги живут?
Где обитают будды?
Ищите их только в глубинах сердца
Л
юбого из смертных людей.

"Нет в мире большего одиночества, чем одиночество воина. Его можно сравнить только с одиночеством тигра в джунглях," - такую характеристику состояния воина дал один из средневековых авторов кодекса "Буси До" - своеобразного "священного писания" японских самураев.

Термин До или Дао, т.е. Путь, означает не только процесс, практику чего-либо в прикладном применении, но связан с религиозным и философским принципом, лежащим в основе двух крупных учений Юго-Восточной Азии - буддизма и даосизма. "Дао"- это универсальный и всеобщий закон бытия: "Все в мире находится в пути, в движении, в изменении..."

Буддизм и даосизм послужили идейно-психологической базой для возникновения в Древнем Китае (а позднее - Вьетнаме, Корее, Японии и других странах этого региона) школ воинских искусств.

С буддизмом, а точнее с чань-буддизмом связано "шаолиньское направление", сформировавшееся в монастыре Шаолинь провинции Хэнань.

Динамический вариант даосской практики "Нэй гун" лег в основу "уданского направления", сформировавшегося в горах Удан-шань, - излюбленном месте даосских отшельников.

Для воинских школ обоих направлений понятие "пути", т.е. практики постижения себя и окружающего мира, являлось стержневым. Школа воинских искусств не только обучала приемам боя с оружием или без, но была школой жизни, попадая в которую, человек получал шанс развить свою сущность, переродиться физически, психически и духовно.

Такое перерождение было возможно лишь при соблюдении ряда условий. Человек должен был стать учеником школы добровольно, помнить, что он пришел учиться, прилагать усилия, чтобы "научиться тому, как учиться". Это позволяло выдержать самую суровую дисциплину. Немаловажным фактором было умение учителя передать свой личный опыт, брать на себя ответственность за ученика, служить ему примером во всем. Никаких чудес в школе не происходило, кроме чудес, которые вызываются к жизни дисциплиной и самодисциплиной, постоянством усилий и терпением. Учитель, передавая традицию школы, должен был добиться пробуждения в ученике его личного, "спящего в нем" мастера. После окончания определенного этапа работы, ученик должен был покинуть школу и встать на свои ноги - пойти "своим путем" в направлении, указанном путем школы. Так что, вполне вероятно, что автор цитаты из кодекса "Буси До", говорящей об "одиночестве воина", совсем не имел в виду внешнее, социальное отторжение или пренебрежение социально-этическими нормами общества. "Одиночество воина" - состояние внутреннее, заключающееся в постоянной работе над собой, в формировании собственного мнения и собственных методов решения ситуаций, в поисках смысла жизни и смерти.

Боевой китайский стиль Вин Чун принадлежит к шаолиньскому направлению воинских искусств. Первые упоминания о Вин Чун относятся к середине 17 века. Базой Вин Чун является постоянная парная работа, в которой развитие и изменение качеств тела имеют не меньшее значение, чем освоение технических приемов. Как школа чань-буддийской традиции, Вин Чун требует внимания, умения мгновенно интуитивно решать любые задачи в стремительно меняющейся ситуации рукопашного боя.

В сопредельный с Китаем Вьетнам стиль Вин Чун принес китайский мастер Тэй Конг в середине 40-х годов ХХ века. У него было восемь учеников, но только двое добились полного успеха. По линии одного из них - известного и уважаемого во Вьетнаме мастера кун фу Чан Ван Фунга наследниками традиции Вин Чун являются мастера: Дык, Май Ан Чау и Нгуэн Хонг Ту.

Нгуэн Хонг Ту в течение семи лет жил и преподавал в городе Черкассы (Украина). Его работа, в соответствии с традицией старого Вин Чун, проводилась в узком кругу учеников. Сейчас каждый из учеников Нгуэн Хонг Ту идет своим путем, в целом сохраняя традиции семейного направления Тхьеу Лам Фат Сон, которое сохранило неизменной сущность старого Вин Чун. Наиболее полно семейное направление выдерживает Сергей Рябцев, обладающий большим талантом в воинских искусствах и имеющий глубокое понимание стиля Вин Чун. Группа последователей Нгуэн Хонг Ту связана с семьей мастеров Вин Чун в Ханое через Валерия Павловского, который овладевал секретами кун фу под руководством всех трех ведущих ханойских мастеров. Во время последней поездки во Вьетнам, в начале 1998 г., учитель Нгуэн Хонг Ту вручил ему реликвию школы - меч мастера Тэй Конга - в знак признания того, что дух Вин Чун им постигнут...

Этот меч, являющийся традиционным видом парного шаолиньского оружия, перешел по наследству от мастера Тэй Конга к его ученику Чан Ван Фунгу, который в свою очередь передал его своему ученику - Май Ан Чау.

Валерий Павловский предоставил ответы мастеров школы на некоторые его вопросы.

- Что означает термин "семейная школа"?

Май Ан Чау:

- В Китае, Вьетнаме, Корее, Японии и других странах Юго-Восточной Азии есть два вида передачи знания так называемых семейных школ. В одном случае - это развитие традиции и передача ее только в кругу родственников. Но здесь присутствует риск утратить суть школы из-за того, что не все члены семьи имеют способность и желание обучаться кун фу.
В другом случае знание передается тому, кто способен и хочет это получить.

В.П.:

- Ваше мнение о современных школах и направлениях в кун фу.

Май Ан Чау:

- То, что известно широким массам о кун фу, есть внешняя форма, а не содержание. Очень многие изучающие Вин Чун или другой стиль кун фу начинают судить о школе по формам движения, забывая или не зная, что корнем Вин Чун является "Дао Фат" - буддизм, который по своей сути текуч и бесформенен. Это главный принцип Вин Чун - текучесть и бесформенность. В воинских искусствах, как и в других видах деятельности человека, ценится индивидуальность, а не слепое копирование. Два мастера кун фу могут обучать своих последователей по-разному, хотя сами учились у одного учителя. Форма разная - содержание одно.

Внутри кун фу есть разные направления - боевое, магическое, духовное, оздоровительное. Любое направление, над которым работает человек, достойно уважения. Дело в личном выборе пути.

В.П.:

- Какая роль Дао Фат в развитии школы Вин Чун?

Май Ан Чау:

- Все законы и принципы Дао Фат являются главными и в Вин Чун. Технике тесно там, где восседает дух. Дао Фат важнее, чем Вин Чун, но при помощи Вин Чун быстрее достигается реализация.

В.П.:

- При просмотре учебных видеофильмов Гонконгского направления Вин Чун был задан вопрос: "Кто из них тренируется правильно?"

Май Ан Чау:

- Они все тренируются правильно. Мы видим только внешнюю форму. Содержание можно определить только в личном контакте - рука в руку.

В.П.:

- Какую цель ставят перед собой последователи школы кун фу?

Нгуэн Хонг Ту:

- Школой называется стиль, традиция передачи знаний и, наконец, сами законы кун фу, которые едины как законы физики и математики и действуют одинаково на всей планете. Человек, познавший эти законы через практику, является носителем качеств кун фу, а не стиля или традиции. Если ты познал кун фу, тогда форма движений теряет первостепенное значение. Познай Вин Чун и перекрои его под себя - только тогда система заработает.

Часто внутри направления или школы кун фу возникает проблема: "Кого считать преемником, т.е. продолжателем традиций школы?" Здесь хотелось бы привести мнение Валерия Павловского: "Не всегда преемники школ кун фу являются полными носителями знаний. Иногда мастера, которые остаются в тени, являются специалистами в большей степени, чем преемники школы. Самое печальное, что носителей качеств Вин Чун мало, а преемников, оспаривающих свое первенство, - много. Появились "профессора Вин Чун" - люди, имеющие десятый дан, носящие пояса отличия и т.д. В монастыре Шаолинь не было таких званий, в семейных школах - тем более. Так откуда они взялись? Объяснение простое - коммерческий подход к кун фу".

Существует закономерность высвобождения скрытого знания именно в эпоху социальных потрясений и массового безумия. Трудности периода, в котором мы живем, не являются исключительными. С грустью приходится признать, что подобный ход событий - закон этого мира, где все имеет свое начало, развитие и конец. Выжить в такое время и сохранить человеческий облик позволяет лишь определенный духовный стержень. Путь Вин Чун может послужить опорой и ориентиром для человека в этом непостоянном мире.

 

Александр Сафонов

Юнчунь-цюань Гун-фу "Гун-фу - это не драться, гун-фу - это работать". Слова современного мастера.

История

Стиль Юнчунь-цюань возник в середине XVIII в., отделившись от стиля "Южный Белый Журавль". Согласно преданию, этот стиль создала женщина по имени Янь Юнчунь, перенявшая техники "Южного Белого Журавля" у буддийской монахини Умэй в горах провинции Юннань. Позже Юнчунь принесла эти техники в Кантон, где они и стали "Кулаком Юнчунь" ("Вин Чун Куэн" в кантонском произношении). Первым достоверно известным мастером Юнчунь-цюань был аптекарь из Кантона Лян Джи Тай (XIX в.), который обучил врача Лян Яна. У Лян Яна было трое учеников - Лян Чун, Лян Бак и Чан Ва Шун. У них обучались все наиболее известные мастера, основавшие современные ветви Юнчунь-цюань. В настоящее время Юнчунь-цюань является одним из самых популярных стилей китайского Ушу в мире. Существует несколько ветвей этого стиля, развивающиеся в КHР (Фошань, Фуцзянь, Кантон, Гуанчжоу, Шуньдэ, Чжаоцинь, Гаохэ), Гонконге, Макао, Вьетнаме, Малайзии, Филиппинах, США и т.д. Hаиболее известными и популярными являются китайская ветвь, возглавляемая Лян Гуанманем; гонконгская ветвь, основанная Ип Манем; вьетнамская ветвь, основанная Тэ Конгом. Hаиболее известные современные мастера - Ип Чун, Вильям Ченг, Леон Тин, Августин Фонг, Хоан Вин Занг, Хвин Hгок Ан, Саймон Лау, а также основатель Джит Кун До Брюс Ли. Юнчунь-цюань основывается на принципах эффективности и рациональности. Реальность применяемых техник ценится выше, чем внешняя красота движений. Стиль Юнчунь-цюань считается одним из самых реальных боевых стилей, его осваивают в спецподразделениях и армиях ряда стран (США, Израиль, Вьетнам, Англия и др.); многие бойцы других направлений воинских искусств осваивают Юнчунь в качестве дополнения к своему стилю. Оригинальной и высокоэффективной является школа Синь Цзя Юнчунь-цюань (Modern Wing Chun), девизом которой является - "Традиция и Современность".

Традиции и современность

"Традиция" - это канон Школы, неуклонное следование ее принципам, уважение к истокам. Это основа жизнеспособности Школы, то, что делает ее Искусством. Обучение базируется на - изучении традиционных форм (Таолу); использовании методики Цяо Шоу ("руки-мосты") и Цяо Туй ("ноги-мосты"); соблюдении базовых принципов (контроль центральной линии, одновре-менность защиты и атаки, нижнее положение локтя, рациональность, прямолинейность) и тренировочных теорий (сначала жесткое - потом мягкое, сначала внешняя работа - потом внутренняя, сила генерируется в пояснице, наиболее важны техники слушания, следования, прилипания, обвивания и контроля); выработке и использовании боевой силы Цзинь; наличию четырех основных разделов всех традиционных школ Ушу (техника рук - Шоу Фа, техника ног - Туй Фа, захваты и болевые замки - Циньна, борьба - Шуайцзяо). "Современность" - это учет реалий современного мира, основа для развития и эволюции Школы, то, что позволяет называть искусство Боевым. Обучение разбито на этапы - Пай Шоу, Бан Шоу, Лоу Шоу, Фан Шоу (причем освоение техник и методов, необходимых для самообороны, происходит на начальном этапе обучения). В процессе обучения используются дополнительные формы (как учебный вспомогательный материал), расширяющие возможности бойца. Большое внимание уделяется реальности используемых техник и приемов, с учетом специфики современности (характер конфликтов, используемое оружие, особенности современного рукопашного боя, одежда, климат и т.д.). Происходит рациональное заимствование способов и методов ведения боя в других системах, если они не противоречат канону Школы.

Техника Юнчунь-цюань базируется на формах: Сяо Жень Тоу, Сюнь Цяо, Бяо Цзы, Сань Чжань и др.

Терминология Юнчунь-цюань гун-фу Формы (таолу) Сань Чжань - "три схватки" Сяо Жень Тоу - форма "малой идеи" Сюнь Цяо - "наведение мостов" Бяо Цзы - "летающие пальцы" Сань Бу Лянь - "связка трех шагов" Ян Цзы - форма техник боя на дальней дистанции Ибай Ба Фа - техника 108 приемов Му Ян Чжу Тао - форма деревянного манекена Лун Гунь Тао - форма шеста-"дракона" Ба Шуан Дао - форма с парными мечами-"бабочками" Шуан Цзянь Тао - форма с парными мечами-цзянь Разделы техники и методы тренировки Цзыбеньгун - базовые техники и упражнения Шоу-фа - техника рук Туй-фа - техника ног Циньна - болевые и удушающие приемы Шуайцзяо - броски и выведения из равновесия Ци Гун - дыхательные упражнения Цзинь Гун - тренировка "боевой силы" Пай Шоу - "хлопающие руки" Бан Шоу - руки-"крылья" Лоу Шоу - захватывающие руки Фан Шоу - "связывающие" руки Туй Шоу - толкающие руки Цяо Шоу - руки-"мосты" ("липкие руки") Цяо Туй - ноги-"мосты" ("липкие ноги") Дуйлянь - парная работа Му Ян Чжу Фа - техники с деревянным манекеном Лун Гунь Шу - техника работы с шестом Ба Шуан Дао Шу - техника работы с мечами-"бабочками" Цзянь Шу - техника работы с мечом-цзянь Сяо Гун Шу - техника работы с короткой палкой

Техника рук (шоу-фа)

Удары: Чун Цюань - прямой удар кулаком Тань Цюань - горизонтальный удар тыльной стороной кулака Бэн Цюань - вертикальный удар тыльной стороной кулака Гуань Цюань - боковой удар кулаком Чао Цюань - удар кулаком снизу Пи Цюань - кулак-"молот" Туй Чжан - удар основанием ладони Пи Чжан - удар ребром ладони Бяо Чжан - удар пальцами Дэ Чжоу - удар локтем по кругу-сбоку Пань Чжоу - удар локтем сбоку Цянь Дин Чжоу - удар локтем вперед Тяо Чжоу - удар локтем вверх Хэ Дин Чжоу - удар локтем в сторону Чэнь Чжоу - удар локтем вниз Худэ Чжан - удар ладонями-"бабочками" Юнь Шоу - "облачные" руки

Блоки: Пай Шоу - блок хлопком ладони Тяо Шоу И - блок предплечьем наружу Тяо Шоу Эр - блок предплечьем внутрь Бан Шоу - блок "крылом" Гуа Шоу - отводящий блок вниз Бяо Шоу - блок вверх Лоу Шоу - блок захватом

Техника ног (туй-фа) Стойки и передвижения (бу-фа): Мабу - стойка "всадника" Сюйбу - стойка с весом на задней ноге Дулибу - стойка на одной ноге Эр Цзы Ма - стойка "песочные часы" ("лошадь двух иероглифов") Чжуй Ма - стойка "прекрасной наездницы" ("сидящая лошадь")

Удары: Дэн Туй - удар пяткой вперед Цзе Туй - удар, пересекающий опорную ногу Цэ Чуай Туй - удар ребром стопы Хоу Дэн Туй - удар назад Юаньян Туй - удар "утки-мандаринки" Лихэ Туй - удар махом внутрь Байлянь Туй - удар махом наружу Цэ Дянь Туй - круговой удар внутрь Динси - удар коленом

Блоки: Тиси - защита подъемом колена Тяо Туй - блок голенью наружу Бан Туй - блок голенью внутрь

ВИH ЧУH КУHГ ФУ
Патриарх Ан

Из различных видов боевых искусств Китая, распространившихся во Вьетнаме, самым простым и практичным является знаменитый вид единоборства вин-чун. Всего лишь 3 удара рукой - движение локтем, движение ладонью вверх, ладонью вниз- содержат в себе сотни и тысячи вариантов взаимных превращений. Они могут быть скомбинированы различным образом как в блоки, так и в удары. Также эти три вида базисных движений могут быть модифицированы в огромное множество движений. Именно небольшое количество основных движений, которые затем можно развить до огромного количества сочетаний движений, и является сокровищем Вин Чун Кунг Фу. Как правило, все традиционные стили боевых искусств - это всего лишь удар и отражение удара. Hапример, когда противник наносит удар, мы одной рукой отражаем его, а другой наносим противнику контрудар или наносим ответный удар ногой. В случае такой последовательности мы используем руку или ногу каждый раз после атаки противника (удара рукой или ногой). В этом случае одновременное отражение удара и нанесение контрудара невозможно. Это происходит потому, что вы должны одной рукой (ногой) блокировать удар противника, а другой рукой (или ногой) - нанести ответный удар. Таким образом, вы проигрываете в скорости реакции и задействуете все ваши ресурсы одновременно. Стиль Вин Чун Кунг Фу принципиально отличается от подобных стилей боевых искусств по своей основной идее. Метод Вин Чун - это нейтрализация наступления противника и одновременно нанесение противнику контрудара. В этом и состоит замечательная суть вин-чун. Если противник наносит удар рукой или ногой, то мы можем принять любой его удар. <Принять> здесь означает привлечь к себе противника, когда он наносит удар, и в то же мгновение одновременно с этим действием нанести ответный контрудар той же рукой (ногой), которой вы привлекали противника. Возможно, этот процесс очень сложно описать, но он становится ясным при применении на практике. При обучении учитель вин-чун применяет формулу: <Да тху тык ви тиеу тху>, означающую <Рука нейтрализующая есть рука атакующая>. А также формулу: <Тху лыа чунг>, означающую, что обе руки постоянно сохраняют положение у центральной линии груди. В ситуации, когда мы наносим удар противнику, выдвигая вперед одну из рук, эта рука должна двигаться вперед вдоль вертикальной плоскости центра тела. В любой момент противостояния с противником одна из ваших рук должна находится в центральной точке (на центральной линии) корпуса. Таким образом, наша голова и корпус становятся защищенными центральной рукой. Это имеет огромныое практическое значение в плане выигрыша по времени. Блокирование удара противника в голову и корпус рукой, находящейся у центральной линии, проводится с большей быстротой и с большей силой и мощью, чем если бы нам пришлось возвращать к центру руку из ее более дальнего положения. Таким образом, преимущество в скорости и силе стиля Вин Чун Кунг Фу достигается засчет оптимизации движений до предельно короткой дистанции взаимодействия с противником. Преимущества боя на короткой дистанции состоят в большей скорости и мгновенной мобилизации энергии для удара или блока. Даже если противник быстро и мощно атакует, куда бы он ни нацеливался, мы делаем так, чтобы рука противника всегда оказывалась с внешней стороны той зоны, которую мы защищаем. Таким образом, мы овладеваем инициативой, преимуществом в наступлении или в защите. То есть, метод вин-чун о время удара как бы вписываться в прямоугольник, центр которого находится в середине груди, исходя из линии меридиана, прямо в направлении противника. Hапример, если противник применяет удар рукой, то мы применяем метод отбрасывания руки в сторону или вверх, или удар сбоку. Этот удар относится к типу <тетива лука>, то есть дугообразный удар. Существует и такое изречение: <Зи кунг фа чык, зи чык фа кунг>. Что означает: круг разрушает прямую линию, прямая линия разрушает круг. Для объяснения действия Вин Чун Кунг Фу можно привести пример лука со стрелой. Когда противник нас атакует, по отношению к нам его действия подобны сгибанию бамбукового древка лука. Мы, пока противник защищен, блокируем его удары, одновременно наращивая собственную силу, подобно тому, как увеличивается упругость древка лука при сгибании. Эта сила внутри себя собирается тем больше, чем больше ударов нам приходится отражать. Одновременно наращивание этой силы приводит к готовности в нужный момент вложить всю силу в удар. Это аналогично тому, как сгибание древка лука (или натягивание его тетивы) в итоге наращивает ту силу, которая в нужный момент распрямляет лук и посылает стрелу. Hаш последующий удар будет подобен выпущенной из лука стреле - сила сконцентрируется в атакующей руке, атака будет направлена по прямой линии. Когда противник открывается, мы применяем исключительно быстрый прямой удар и атакуем противника, что очень похоже на согнутый бамбук, который внезапно распрямляется с исключительной силой, нанося противнику ответный удар. В обучении и практике Вин Чун Кунг Фу существуют несколько формул, описывающих основные идеи ведения боя. Hапример, формула <Лай лыу кхы тонг>, что означает: <Приближаются - удерживай, отходят -догоняй>, и формула: <Тхоат тху чык сунг>, означающая принцип действия "отвести руку - прямо атаковать". Последнее означает, что если удар противника приближается, то нужно его отвести в сторону, а если удар противника пересекает ваш путь, то нужно помочь ему двигаться дальше по инерции. Это последнее действие может привести к потере противником равновесия, а также открывает для нашей атаки незащищенные, уязвимые места на его теле. Одновременно подобное действие не приводит к затратам скорости и энергии с нашей стороны, оставляя все силы для мгновенного атакующего удара. Таковы методы применения движений ладонью вверх, вниз, движений локтем. Безусловно, никогда не следует делать лишние шаги вправо или влево. Движение - это всегда движение вперед, атака также всегда вперед. Рука защищающая всегда готова принять удар противника, не прилагая значительные усилия, и одновременно отталкивает руку противника в какую-либо сторону. Таков стиль вин-чун. Принципы занимающихся Вин Чун Кунг Фу: Продвигаться в обучении шаг за шагом - Быть честным - Повторять до заучивания - Оттачивание мастерства очитание учителя - Следование пути.

Дыхательная техника Вин Чун Кунг-Фу

Дыхательная гимнастика Вин-чун придает особое значение спокойствию души, владению собой. Это выражается формулой "Тинь- кхи- тхан" - "внутренняя энергия - дыхание - ум". Равновесие, которое необходимо для развития внутренней энергии и силы, достигается тогда, когда все три компонента этой формулы соединяются в единое целое. Душа - это основа ума. Если она не находится в покое, то ум сконцентрировать тоже невозможно. Ум не управляет душой; когда душа не спокойна, то наше сердце бьется неритмично. Если противник делает шаг вперед, то в подобном состоянии мы отступаем на два шага назад. Противник еще не проводил целенаправленного воздействия на нашу душу и ум, а мы уже растерялись, руки и ноги не подчиняются. В боевой ситуации наше секундное колебание или смятение может дорого стоить. Именно поэтому необходимо тщательно тренироваться, чтобы в любой ситуации сохранять спокойным свой ум. Ум - это шестой орган чувств, заменяющий глаза в критических случаях. Обычно человек реагирует на внешние образы, которые воспринимаются сетчаткой глаз и передаются на центральную нервную систему, затем мозг дает сигнал рукам и ногам реагировать. Таким образом, когда противник слишком близко защищается или наносит молниеносный удар, то взгляд за ним не успевает, и как же тогда мы сможем оказать сопротивление? Hо если мы умеем концентрировать ум, излучая свою внутреннюю силу во внешнее пространство, то, не оборачивая головы, мы все-таки будем знать, атакует или защищается противник за нашей спиной. Hе оглядываясь назад, мы будем способны мгновенно поразить противника. В восточной практике единству эффективного функционирования всех внутренних органов придается огромное значение. В процессе совершенствования техники боевых искусств абсолютно необходимо научиться концентрации всех сил организма в удары, блоки, перемещения. Восточная система медицины утверждает, что кровь - союзник внутренней энергии и внутренних органов, внутренняя энергия - источник дыхания, дыхание порождает и контролирует физическую силу. Таким образом, кровь человека порождает его внутреннюю энергию, а внутренняя энергия превращается в дыхание. Человек не в силах контролировать начало этой цепочки взаимосвязей - свою кровь. Однако он в состоянии контролировать и тренировать свое дыхание посредством своего ума. Таким образом существует и обратная связь. Можно привести в пример то, что когда мы волнуемся, то наше дыхание учащается, становится неглубоким и неравномерным, это в свою очередь увеличивает волнение. Также, если мы начинаем только неравномерно и неглубоко дышать, то очень скоро наши мысли начнут путаться и перескакивать с одного предмета на другой. Этот опыт каждый может испытать на себе. Своим умом мы можем посредством контроля за дыханием достигнуть великолепного единства (а значит и здоровья) функционирования всех внутренних органов. А значит - достигнуть возможности молниеносных и супермощных ударов в практике боевых искусств. Концентрация ума при помощи особого дыхания и дыхание как способ концентрации ума. Такая двойная и неразрывная связь дает нам возможность сознательно направить свои усилия по пути совершенствования самих себя. В практике боевых искусств душа должна находится в покое, а разум должен сосредоточиться на одной точке, чтобы управлять всем нашим телом в целом. В противном случае невозможно достичь передачи всей нашей силы в ударах, и удар не будет достаточно мощным. Душевное спокойствие, сосредоточенность ума, уменьшение частоты дыхания поднимают скрытую внутреннюю силу до плеч, она исходит через руки, встречает удар противника. Сосредоточенность ума и дыхания многократно быстрее пущенной стрелы, сильнее электрического тока и закаленной стали в сотни раз. Дыхательная гимнастика Вин-чун Кхи Ком - это тренировка сосредоточения души, дыхания и ума в одной точке.